Эту заметку меня побудили написать все чаще и чаще встречающиеся на просторах интернета скептические утверждения о нецелесообразности издательской деятельности. Когда буквально каждый может сесть за компьютер и набрать нужное ему произведение, да и нот в интернете столько, что и теперь-то можно ими обеспечить всех желающих, а лет через десять или гораздо раньше можно будет найти все, что только душе угодно. Другие упрекают нотные издательства в инертности и высоких ценах, говоря, что давно бы пора продавать все в электронном виде. В общем, претензий к современным нотным издателям накопилось достаточно, а они упорно молчат и не вступают в прения, хотя их часто на это провоцируют. Попробую разобраться и, может быть, дать ответы на давно интересующие всех вопросы.
Вот и пришел ХXI век, открывший перед нами огромные возможности, раздвинувший пространство, которое может быть ограничено теперь только нашим воображением. Все мы чувствуем себя современными людьми, идущими в ногу со временем, легко осваиваем сложнейшие программы и невиданную доселе технику, но сидит еще в нас что-то от того, минувшего. Вдруг защемит сердце, когда найдешь на антресолях старенькую магнитофонную кассету или пластинку, достанешь из шкафа свою любимую потертую детскую книжку… Впрочем, все это сентиментальные мелочи, которые мы стараемся побыстрее выкинуть из головы, а затем и очистить пространство от ненужного утиля.
Есть кое-что еще, доставшееся нам от предыдущей эпохи и сохранившееся во многих. Мы знаем об этом нашем качестве, но стараемся отмахнуться от него, не акцентировать внимание, хотя со всех сторон наши современные СМИ кричат об этом одно громче другого. Мы стараемся придумать этому своему качеству оправдание. И вот оно уже и придумано, — конечно же, это практичность. Как часто, собираясь купить себе еду или одежду, мы выбираем товар по цене, а не по качеству, хотя прекрасно знаем о последствиях такого выбора. Мы в очередной раз надеемся, что сегодня все будет нормально, и снова гоним из своей головы тревожные мысли. Нам часто бывает лень читать эти мелкие надписи на упаковках и сравнивать, ведь все это отнимает кучу времени, да и брюки вот вроде подходят, и на вид вроде неплохо, только вот швы-то на них в скором времени начинают почему-то расходиться…
Мы должны признаться, и, в первую очередь, себе, что не очень-то разборчивы в качестве предлагаемых нам товаров и услуг, что далеко не с первого взгляда мы видим, что выгоднее, — купить книгу в магазине? или распечатать ее на принтере? Просчитав, разумеется, стоимость картриджа, бумаги, переплета, учтя качество получившегося у вас отпечатка. Выходит, если все это учесть, что мы получим продукт в лучшем случае по той же цене.
Я намеренно начал говорить о практической стороне вопроса, поскольку большинство исполнителей интересует именно он, и ничто более. Но кроме финансовой стороны есть еще много тонкостей, о которых наш исполнитель из стран бывшего советского пространства, может, конечно, иногда и задумывается, но — опять — старается гнать из головы эти мысли. Самый главный момент — это принадлежность данного сочинения указанному автору и точное отображение в партитурах авторских указаний и замысла. Я, как специалист в данном вопросе, с уверенностью утверждаю, что из ста процентов всех духовных сочинений, находящихся на электронных ресурсах в интернете, только около двадцати выдерживают критику. Считая себя профессиональными исполнителями, мы почему-то не привыкли обращать на это свое внимание. Мы принимаем за чистую монету все партитуры, которые предлагает интернет, активно обмениваемся ими так, что уже не найдешь концов, откуда они появились, не подвергаем информацию ни тени сомнения, перенабираем уже набранные партитуры, делая ошибки, а иногда намеренно редактируем, не внося никаких примечаний. Так появляются двойные и тройные переложения, произведения с неверно указанными авторами из совершенно других эпох и весьма странные исполнительские интерпретации. Самое печальное, что даже на концертах и аудиозаписях ощущаются последствия такого беспечного отношения к музыкальным партитурам, вызывая порой недоумение, а иногда и совершенно справедливый гнев специалистов.
Я не могу говорить от имени всех музыкальных издательств, хотя думаю, что и у них отношение к изданиям такое же трепетное, как и в нашем издательстве. Составляя сборники, мы стремимся дать исполнителю максимум информации о композиторе, об эпохе, о содержащихся произведениях, вариантах, если таковые имеются. Стараемся красочно и практично оформить издание, используем редкие фотоматериалы из крупнейших архивов и частных собраний. В доказательство подлинности информации часто включаем в сборники факсимильные копии первых страниц автографов, чтобы исполнитель мог прикоснуться к творчеству и почувствовать перо автора еще и зрительно. Вот, на наш взгляд, что означает использование прогрессивных наработок, возможностей, которые дал нам XXI век. Но в ответ часто слышно, что все это макулатура, занимающая место на полке.
Наше издательство проводит огромную работу по поиску и реставрации дореволюционных нотных сборников. Часть из них приходится собирать буквально по страницам. Многие требуют кропотливой реставрационной работы, над некоторыми страницами сильно потрудилось время и оказало влияние частое их использование. Казалось бы проще их перенабрать заново? Действительно, это так, но тогда они утратят дух своей эпохи, который так важен исполнителю. Но и здесь нас упрекают, что мы к этим изданиям никакого отношения не имеем, и по этой логике наши издания можно сканировать, а некоторые даже открыто размещают их на своих сайтах. Однако не следует забывать, что если бы не наша работа, большинство исполнителей даже не догадывалось бы о существовании этих изданий.
Теперь о предложении продавать сборники в электронном виде. А знаете ли вы, что такое сборник в электронном виде? Это оригинал-макет издания. Купив у нас макет в цифровом, т. е. первоначальном качестве, вы сможете неограниченное число раз с первоначальным качеством делать копии этого сборника. Вы сможете даже заказать его тиражирование в типографии. Думаю, не стоит дальше объяснять, сколько должен стоить такой «электронный вариант» и к каким последствиям может привести его продажа, учитывая современное состояние нашего общества.
В заключение хотел бы сказать конкретно о нашем направлении – издании богослужебной нотной литературы. Мероприятие это не коммерческое. Прибыли, а тем более сверхприбыли, наша деятельность не приносит, хотя и за нулевую отметку мы тоже не заходим. Говоря современным экономическим языком — работаем «в ноль». Вся прибыль от продажи изданий снова вкладывается в подготовку новых. Поэтому, покупая наши издания, вы делаете своего рода пожертвование на подготовку и производство новых, а несанкционированное копирование соответственно приводит к постепенному затуханию этого мероприятия. Поскольку это направление искусства не такое уж большое, как многие полагают, не следует думать, что если я сейчас отошлю любимому другу или скопирую пару произведений, ничего страшного не случится. Эффект от таких действий мы ясно ощущаем. Мы понимаем, что потребителями нашей продукции являются в основном организации и люди небогатые — приходские храмы, монастыри, церковные певчие, регенты, студенты, исследователи церковной музыки — и поэтому стараемся сдерживать рост цен на издания. Это не всегда удается в силу различных, в том числе и экономических причин, но мы стараемся делать все возможное.
Так есть ли в новом ХXI веке место для нотных издательств или его нет? Как мы будем использовать открывшиеся для нас горизонты и возможности? Мне кажется, окончательную точку в этом вопросе должны поставить вы сами.