Регентскую деятельность Виктор Степанович начал в 1912 году в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», находившемся при Коммерческом училище. Здесь он сначала прислуживал в алтаре, пел в хоре и затем стал его регентом[1].
В 1915 году Виктор Степанович дал духовный концерт в пользу раненых госпиталя при храме во имя Преподобного Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Регентом в этом храме некоторое время был церковный композитор К. Н. Шведов, преподававший в Синодальном училище чтение хоровых партитур (впоследствии — профессор Московской консерватории). Здесь же потом довелось управлять хором и Виктору Степановичу. К. Н. Шведов был одним из первых его наставников. Виктор Степанович вспоминал, что тот хор, помимо высоких певческих качеств, отличала строгая дисциплина. Своими учителями Виктор Степанович также считал выдающихся регентов и духовных композиторов, П. Г. Чеснокова и Н. М. Данилина.
В последующие годы В. С. Комаров не раз выступал с духовными концертами, в том числе с участием архидиакона Константина Васильевича Розова, известных певцов В. Р. Петрова, братьев А. С. и Г. С. Пироговых, Е. К. Катульской и других.
Виктор Степанович Комаров управлял хорами во многих московских храмах. Но более всех ему был памятен храм в честь Сорока мучеников Севастийских, что на Новоспасской площади,где часто служил Святейший Патриарх Тихон. Вместе с ним в богослужениях участвовали епископ (с 1923 года — архиепископ) Иларион (Троицкий) (1886—1929) – замечательный проповедник, причисленный на Соборе 2000 года к лику святых новомучеников и исповедников Российских, и архидиакон Константин Васильевич Розов (1874—1923). Виктор Степанович с любовью вспоминал об архидиаконе Константине Розове, называя его светлым человеком с доброй душой. Архиепископ Иларион нередко совершал богослужения в храмах во имя святителя Григория Неокесарийского, что на Полянке, и в честь святых праведных богоотец Иоакима и Анны на Якиманке. Диаконский собор там возглавлял протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870—1951). За этими службами почти всегда пел хор под управлением Виктора Степановича.
Тогда же, в 1920—30-х годах, В. С. Комаров познакомился с протодиаконом (позже архидиаконом) Владимиром Дмитриевичем Прокимновым-Владимировым (1890—1973), с которым ему довелось в течение многих лет участвовать в богослужениях в патриаршем соборе, создавая особую красоту богослужения в духе требований церковного устава.
Из храма Сорока мучеников Виктор Степанович перешёл в церковь во имя Святой Троицы, что на Покровке (храм Троицы на Грязех). Там до него церковным хором управлял П. Г. Чесноков. В этом храме служил московский протодиакон Николай Михайлович Остроумов. Затем последовали храмы Воскресения Словущего (Успенский), что в Вешняках, во имя Преподобного Сергия в Шереметьевке, в честь Преображения Господня в Богородском и, наконец, Богоявленский собор.
Первую Божественную литургию в соборе хор Виктора Степановича пел 3 сентября 1943 года, когда там впервые по возвращении из Ульяновска служил Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Митрополит Сергий. До этого дня в соборе пел хор слепых, перешедший впоследствии в храм Воскресения Христова в Сокольниках. 8 сентября 1943 года прошел Поместный Собор, избравший Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси, а 12 сентября состоялась патриаршая интронизация. За Литургией в тот исторический день пел хор под управлением Виктора Степановича Комарова. Ф. М. Эзопов, прихожанин патриаршего собора, писал в редакцию Журнала Московской патриархии: «Регента хора патриаршего собора Виктора Степановича Комарова я знаю с 1919 года, когда он со своим хором начал петь в храме во имя преподобного Василия Исповедника в Москве, где настоятелем был отец Адриан Ключарёв. Хор Комарова привлекал в наш храм много верующих даже из других приходов. Лично мне особенно памятен день моего бракосочетания в 1922 году. Я был счастлив вдвойне, потому что хором тогда управлял В. С. Комаров. Богоявленский собор я посещал часто, а когда туда пришёл с хором Виктор Степанович, я, конечно, был очень рад вновь молиться за богослужением, слушая вдохновенное пение его хора, поднимающее на духовную высоту и возгревающее молитвенное состояние души».
Патриарх Сергий, сам музыкально одарённый, высоко ценил дарование регента Виктора Степановича. Весьма большой похвалой для Виктора Степановича были слова Святейшего, избегавшего в оценках превосходных степеней: «Хор у него хороший». Святейший Патриарх Сергий любил и понимал церковное пение, находя духовную радость в исполнении на фисгармонии классических произведений и переложений композиторов А. А. Архангельского, Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, В. А. Фатеева и монастырских напевов. Для Святейшего Патриарха Сергия в богослужебной практике не существовало мелочей. Виктор Степанович вспоминал, как однажды Святейший Патриарх после Литургии, за которой был исполнен первый антифон (из 102-го псалма) на музыку П. Г. Чеснокова, подозвал его и спросил: «Почему ты поёшь “яко орля юность твоя”? Ведь нужно “яко орля юность твоя”!» «Это ж написал Чесноков», — пробовал возразить Виктор Степанович. «Так ты же регент, ты поправь»..
20 сентября 1943 года в новом здании Московской Патриархии в Чистом переулке Святейший Патриарх Сергий совершил освящение Крестового храма, посвятив его Владимирской иконе Божией Матери. Во время богослужения пел также хор В. С. Комарова. В дальнейшем его хор не раз украшал благоговейным пением службы в Крестовом храме в Патриархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I Виктор Степанович подготовил и провёл духовные концерты в Москве в 1945, 1948 и 1957 годах, пение хора под его управлением запечатлено в нескольких церковных кинолентах (например, «Поместный Собор РПЦ в 1945 году» – 1945, студия ЦСДФ, «Празднование 500-летия автокефалии РПЦ в 1948 году – 1948, студия ЦСДФ, «Высокое служение» – 1958, студия ЦСДФ; о Патриархе Алексии I). Не ограничиваясь только управлением хора за богослужением, Виктор Степанович передавал свой богатый опыт и знания молодым регентам. С 1968 года вместе с регентом Н. С. Даниловым (1895—1971) в течение ряда лет он вёл занятия регентского кружка в Московской духовной академии.
Отзывы о пении хора В. С. Комарова неизменно благожелательны. Вот что рассказывал церковный композитор и регент хора Ризоположенского храма в Москве А. А. Третьяков, постоянно сочинявший церковные песнопения по заказу В. С. Комарова: «Данный от Бога талант глубокого понимания музыки открыл Виктору Степановичу всё богатство мыслей и чувств, вложенных в церковные песнопения их боговдохновенными творцами. Чистая радость передачи этого духовного богатства молящимся стала целью и смыслом его жизни. С тех пор не было ни одной церковной службы, когда бы он, управляя хором, от первого «аминь» до последнего звука отпуста не горел божественным вдохновением, не допуская ни одной равнодушно пропетой фразы… В его трактовке песнопений не было ничего надуманного, формального, никакого оригинальничания, никаких эффектов ради эффектов, никаких нюансов ради нюансов, всё исполнение всегда было подчинено только одному — глубокому пониманию песнопения, будь это древний напев или сочинение великого или же малоизвестного композитора».
Виктор Степанович великолепно чувствовал и исполнял традиционные напевы и превосходно интерпретировал сложные многоголосные сочинения крупнейших церковных композиторов. Он также является автором ряда церковно-музыкальных сочинений: «Душе моя», «Разбойника благоразумнаго», Малое славословие, «Верую», Припевы на акафисте Страстям Христовым, «Вскую мя, отринул еси» и др. Эти песнопения, по мнению старейшего певчего патриаршего хора Е. Н. Лебедева, «умиляют своей молитвенностью и в то же время торжественностью. В своих сочинениях Виктор Степанович стремится к неуклонному согласованию музыки с текстом. Он умеет соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то впечатление, которое производят его сочинения. В них сочетаются строгость духовных распевов с лёгкостью гармонизаций и какой-то особой доходчивостью до сердец молящихся».
Подлинная церковность Виктора Степановича соединялась с самоотверженностью в подготовке и исполнении священных песнопений, глубокой увлечённостью, бережным отношением к каждому слову, к каждой букве церковного текста. Не случайно Святейший Патриарх Алексий I подчёркивал именно эту черту: высокий церковно-певческий настрой в исполнительской манере Виктора Степановича. Патриарх Алексий I нередко жаловал Виктора Степановича личным вниманием, преподнося ему в различных торжественных случаях подарки. Чаще всего это бывали партитуры церковных песнопений с надписью «Дорогому оберрегенту» или «Нашему вдохновеннейшему Виктору Степановичу». Он дважды удостоивал Виктора Степановича награждения Патриаршей грамотой, а в 1962 году, в день пятидесятилетия регентской деятельности В. Комарова, наградил его орденом святого князя Владимира.Позднее, в 1973 году в 80-летний юбилей регента, Святейший Патриарх Пимен также отметил его усердные труды во славу Церкви Божией патриаршей грамотой.
Скончался Виктор Степанович на 82-м году жизни, после непродолжительной болезни. Чувствуя приближение кончины, Виктор Степанович достойно, по-христиански готовился к ней: он неоднократно исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, за день до кончины над ним было совершено Таинство Елеосвящения, во время которого он молился с глубокой верой и особым подъёмом духа.
Отпевание почившего совершил Святейший Патриарх Пимен в Богоявленском Патриаршем Соборе в сослужении соборного причта и других клириков. Знаменательным было исполнение по окончании отпевания солистом и патриаршим хором любимого песнопения Виктора Степановича — «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» церковного композитора М. П. Строкина. Протопресвитер Виталий Боровой в надгробном слове отметил: «В лице Виктора Степановича ушёл один из наиболее известных творческих деятелей на этом чудесном поприще церковной молитвы — церковного пения. Он не только ревностно служил Церкви Божией — он одновременно исповедовал Христа, его послушание церковное было великим свидетельством о Христе и Церкви.
Пережившему революцию и две войны, Виктору Степановичу пришлось нести своё послушание в сложное для нашей страны и Церкви время, когда все, кто трудился в церкви Христовой, находились под пристальным вниманием властей, когда в общественной жизни всей страны не было места для таких людей. Несмотря на это, своей жизнью Виктор Степанович показал многим пример редкого сочетания воли, энергии, добросовестного отношения к возложенному на него делу, организаторских способностей, чувства высокой христианской ответственности.
Использованные материалы:
Сергеев Е. Пятидесятилетие регентского служения // Журнал Московской Патриархии. — 1962. — № 12. — С. 13—14.
Воробьев Николай, протоиерей. Регенту патриаршего хора Виктору Степановичу Комарову — 80 лет // Журнал Московской Патриархии. — 1974. — № 9. — С. 21—23.
Воробьев Николай, протоиерей: Некролог. // Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 3. — С. 27.
Мистюкова Е., Мезенцев А. Пасхальный канон: неизвестные страницы // Московские епархиальные ведомости. — 2006. — № 3—4. — С. 121—122.
М.А. Ковская, Н.В. Журавлев. «Пойте Богу разумно…» Виктор Степанович Комаров в воспоминаниях современников // Труды Московской регентско-певческой сеинарии. 2000-2001. М., 2002. С. 237–252.
Компакт-диск «Верую». Патриарший хор под управлнением В. С. Комарова. Концерт для учащихся Московских Духовных школ 25 декабря 1961 года. Издание Саратовской епархии, 2007.
Компакт-диск «Патриарший хор под управлением В. С. Комарова». Великие регенты XX века. Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.
[1] Интересно, что в этом храме, как заметил однажды Виктор Степанович, тексты тропаря и величания иконе Божией Матери «Взыскание погибших» отличались от обычно исполняемых в других храмах. Тропарь — «Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши. Избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас»; величание — «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже взыскуеши погибающих и нам даруеши благодать и исцеление».